Методика "словарная мобильность". Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. Время 1 мин. Оценка. 6 - 7 слов - высокий уровень;
4 - 5 слов - средний,
2 - 3 слова - низкий.
Задание Б. Оканчание слов. Ход работы. Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д. Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо. Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.
Задание В. Образование предложений с данными словами. Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова: 1) девочка, мячик, кукла;
2) лето, лес, грибы. Оценивается правильность составления фразы.
Задание Г. Подбор рифмы. Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма - это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этимсловом рифмуются. Слово это будет "день" ". Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом "день", прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. Время работы с одним словом - одна минута. Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.
Задание Д. Словообразование. Как будет называться маленький предмет? мяч - мячик;
рука - ...;
солнце - ...;
трава - ...;
плечо - ...;
ухо - ...;
таз - ... Оценка. 6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла - низкий.
Задание Е. Словообразование. Если предмет сделан из железа, то какой он? железо - ...;
дерево - ...;
снег - ...;
пух - ...;
бумага - .... Оценка. 4-5 баллов - высокий уровень,
2-3 балла - средний,
0-1 балл - низкий.
Задание Ж. Общий словарный запас. Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит? Оценка. 6-7 баллов - высокий уровень,
4-5 баллов - средний,
2-3 балла - низкий.
Задание З. Исследование особенностей звукового анализа слова. Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши". Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава. Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков. Безошибочное выполнение - высокий уровень,
1-2 ошибки - средний,
3 и более ошибок - низкий.